Поговорить с экспертом: +86 400-040-1811
Почти 10 000 грузовых автомобилей выстроились в очередь на границе между Казахстаном и Россией,
став серьёзным барьером для торговли между Китаем и Европой.
Пункты пропуска в Самарской области России на границе с Казахстаном переживают серьёзные
заторы: тысячи грузовых автомобилей застряли здесь, время ожидания достигает двух недель.
Этот кризис вызван строгими мерами контроля, введёнными Россией для въезжающих транспортных
средств, включая усиление проверок грузов и введение новых правил регистрации для водителей.
Некоторые водители описывают ситуацию в приграничных районах как «ад для грузовиков».
01. Текущая ситуация на границе
Масштабы заторов и время ожидания
По данным транспортных компаний и СМИ, на трёх основных пунктах пропуска на границе России
и Казахстана — Жеркуар–Бугристое, Жайсан–Весёлоярск и Мамлютка–Петухово — скопилось
от 5 до 8 тысяч грузовиков.
Особенно серьёзная ситуация сложилась на пункте пропуска «Сагарчин» в Самарской области.
Некоторые водители сообщают в социальных сетях, что застряли на границе до двух недель.
По словам участников рынка, в настоящее время среднее время пересечения
казахстанско-российской границы увеличилось до трёх дней, а на самых загруженных пунктах
пропуска, таких как Бугристое, оно может достигать семи дней.
Влияние на логистику
Эти заторы фактически парализовали трансграничную логистику на западной линии России.
Все грузы, идущие через Синьцзян в Россию, столкнулись с неопределёнными задержками: в настоящее
время ни одному транспортному средству не удаётся нормально въехать в страну.
По словам руководителей логистических компаний, расчётное время доставки грузов по западной линии
в ближайшее время не может служить надёжным ориентиром.
02. Причины кризиса
Непосредственная причина: ужесточение контроля
В России недавно была запущена новая система управления въездом, требующая от иностранных
водителей заранее подавать заявление на разрешение на въезд за 72 часа.
Одновременно усилилась проверка грузов, особенно товаров из Китая, которые могут быть использованы
в целях двойного назначения.
Особое внимание таможенники уделяют «товарам, которые могут быть использованы в военной сфере».
Геополитический контекст
Западные санкции против России увеличили риски и стоимость страхования традиционных маршрутов
перевозки грузов между Китаем и Европой через Россию.
В качестве альтернативы значение «Срединного коридора» (через Китай, Казахстан, Каспийское море,
Азербайджан, Грузию и далее в Европу) резко возросло, и Казахстан, как ключевой сухопутный узел,
испытывает беспрецедентное давление на свои пограничные переходы.
Кроме того, указ России № 1374 расширил сферу действия санкций в отношении транзитных грузов
из Китая в Европу через Россию, включив в список центрифуги, оборудование для фильтрации и очистки
жидкостей и газов и их компоненты, беспилотные летательные аппараты и запчасти к ним.
03. Конкретный случай: задержание дронов
На пункте пропуска «Сагарчин» таможенники недавно задержали партию крупных дронов, прибывших
из Казахстана.
В составе задержанного груза оказались 34 разобранных беспилотных летательных аппарата, один готовый
к использованию квадрокоптер DJI Mavic с пультом управления, а также два FPV-беспилотника крылатого
типа «Ключ-Фортуна».
В сопроводительных документах информация о дронах отсутствовала. Мужчина, сопровождавший груз,
утверждал, что все аппараты принадлежат ему и используются для личной видеосъёмки, однако
таможенники усомнились в этом.
После консультаций с экспертами было установлено, что два из задержанных аппаратов являются
беспилотниками самолётного типа, способными доставлять грузы весом до 5 кг, один — разведывательным
дроном, а остальные комплекты можно собрать в 32 малых летательных аппарата.
04. Реакция и меры
Позиция Казахстана
Министерство транспорта Казахстана заявило, что заторы на границе вызваны дополнительными
проверками грузов со стороны России.
Для защиты своей транспортной отрасли Казахстан ввёл строгие квоты для транзитных грузовиков,
не зарегистрированных в стране, что также усугубило ситуацию.
Реакция логистической отрасли
Столкнувшись с параличом западного маршрута, многие логистические компании перенаправляют клиентов
на восточные пограничные переходы.
Четыре основных перехода на восточной линии — Суйфэньхэ, Хуньчунь, Хэйхэ и Маньчжурия —
стали альтернативными маршрутами. Однако их пропускная способность изначально была ограниченной,
и резкий рост грузопотока может привести к удорожанию перевозок в пиковый сезон.
05. Прогноз
Краткосрочные перспективы
Эксперты транспортной отрасли, включая Дмитрия Потоцкого, прогнозируют, что ситуация с заторами
на границе нормализуется к концу сентября — началу октября.
Сформированы предварительные решения соответствующих ведомств, и ожидается, что пробки будут
устранены в ближайшие недели.
Долгосрочные последствия
Этот кризис способен надолго изменить логистическую структуру между Китаем и Россией, а также Китаем
и Европой.
Доля северного коридора (через Россию), ранее обеспечивавшего до 91% перевозок, упала до менее чем
30%, тогда как объём перевозок по южному коридору (Транскаспийский международный транспортный
маршрут) вырос на 240%.
Компании корректируют выбор маршрутов: высокомаржинальные товары (автозапчасти, медицинское
оборудование) продолжают перевозить северным путём, так как они чувствительны к срокам; массовые
недорогие товары, включая одежду и продукцию повседневного спроса, переводятся на южный маршрут.
По мнению отраслевых экспертов, ситуация, вероятнее всего, улучшится в конце сентября — начале
октября. Однако в долгосрочной перспективе она может стать переломным моментом, подтолкнув больше
компаний к использованию восточных и южных коридоров для формирования устойчивых цепочек поставок.
Пекинская компания по грузоперевозкам «Хай Хун» (Карго 1811) с радостью предоставляет свои услуги.
Добавьте свой комментарий